Каковы полномочия органов опеки и попечительства?

К полномочиям органов опеки и попечительства ст.8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» относит:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным;

3) установление опеки;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст.38 ГК РФ;

8) представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов по представлению интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) подбор, учет и подготовка  граждан, выразивших желание стать опекунами;

10) оказание содействия опекунам, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов, определенных в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона.

Вменяя в обязанность органам опеки и попечительства выявление граждан, нуждающихся в установлении опеки, Федеральный закон не уточняет, кто относится к данной категории граждан.  Либо это граждане, в отношении которых органы опеки получили решение суда о признании их недееспособными (но тогда проводить работу по их «выявлению» нет необходимости),  либо это граждане с тяжелыми психическими расстройствами, в отношении которых целесообразно ставить вопрос перед судом о признании их недееспособными для защиты их прав и законных интересов.  Не ясно, какие методы «выявления» должны в этом случае применяться.

Полномочия  органов  опеки по выявлению лиц, нуждающихся в установлении опеки, а также по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами, согласно ч.4 ст.6 Федерального закона могут быть возложены на образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также иные организации. Правила осуществления указанных полномочий  утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927. Организации осуществляют такие полномочия на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки. Для этого руководитель организации подает в орган опеки заявление с приложением документов, подтверждающих возможность организации выполнять такие полномочия. Органу опеки отводится 30 дней на рассмотрение документов и принятие решения. При выявлении обстоятельств, указывающих на необходимость установления над гражданином опеки, организация обязана в течение 1 дня сообщить об этом в орган опеки по месту фактического нахождения гражданина. Орган опеки, получивший указанную информацию, вносит сведения о гражданине в журнал первичного учета граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, обращается в суд с заявлением о признании его недееспособным, а также при необходимости обеспечивает временное устройство такого гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку либо в организацию.

Закрепляя за органами опеки и попечительства полномочия по представительству интересов подопечного (если действия его опекуна противоречат законодательству либо интересам подопечного), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не описывает процедуру перехода указанных полномочий от опекуна к органу опеки. Не указывается, должно ли этому предшествовать принятие акта об освобождении (или отстранении) опекуна от исполнения своих обязанностей. Не учитывается кроме того выполнение органом опеки опекунских функций в случаях, когда опекун недееспособному еще не назначен.

Перечень полномочий органов опеки и попечительства, содержащийся в ст.8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», не является исчерпывающим. Другими федеральными законами и законами субъектов РФ  предусматриваются и иные полномочия указанных органов. Так, в соответствии с нормами ГПК РФ органы опеки участвуют в рассмотрении в суде дел о признании гражданина недееспособным и дают заключение по делу. Согласно ст. 41 Закона о психиатрической помощи органы опеки выносят решение о помещении недееспособного гражданина в ПНИ.

Однако некоторые полномочия органов опеки, предусмотренные законами субъектов РФ, противоречат федеральному законодательству, а также постановлениям Конституционного Суда РФ. Это относится, в частности к такой функции органов опеки, как принятие решения о помещении недееспособного лица в психиатрическое учреждение (п.16 ч.1 ст.1 Закона г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства»). Госпитализация недееспособного лица в психиатрический стационар без его согласия осуществляется в судебном порядке.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку. При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение 3-х дней со дня получения от опекуна извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган со дня получения личного дела подопечного (п.1 ст.34 ГК РФ, ст.9 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).