Обязан ли опекун представлять в орган опеки и попечительства отчет о своей деятельности? Что должно быть в нем отражено?

Опекун ежегодно не позднее 1 февраля (если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки) обязан представлять в орган опеки отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного с приложением платежных документов. Отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного с указанием дат получения сумм со счета подопечного и произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Отчет утверждается руководителем органа опеки, после чего орган опеки исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит в опись соответствующие изменения. Отчет опекуна хранится в личном деле подопечного. Правила его ведения, а также форма отчета опекуна  утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927. Данный подзаконный акт, однако, не включает в себя формы отчета учреждения (психиатрического, психоневрологического), выполняющего опекунские функции в отношении гражданина, признанного недееспособным и помещенного в такое учреждение.

Отчет опекуна, как следует из ст.25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», касается сугубо финансовой составляющей его деятельности. По нашему мнению, в интересах недееспособного в отчете опекуна необходимо предусмотреть также и позиции, отражающие выполнение опекуном функций неимущественного характера, в частности по обеспечению недееспособного своевременным лечением, по приобщению его к посильной трудовой деятельности с учетом особенностей его личности и др. Имеет смысл включить в отчет пункт, в котором отражалось бы мнение опекуна о наличии/отсутствии оснований для признания подопечного дееспособным, что вытекает из соответствующей обязанности опекуна.