Психологическое освидетельствование

Психологическое освидетельствование 

         Проведено на основании ч. 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению …., законного представителя ….  с просьбой оценить  уровень его  развития и эмоциональное состояние.

На основании запроса представителя, …, в гражданском деле по бракоразводному процессу с …. и об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка –  …., _ __ 201_ года рождения, при раздельном проживании родителей, было проведено психологическое освидетельствование последнего, которое включало: определение уровня когнитивного развития освидетельствуемого,  особенности его взаимоотношений с «ближайшим» окружением (отец – …., бабушка – …, гражданская супруга …. – …, дочь … — ….)

Дата проведения: … 201_ года с 10.00 до 12.00

Место проведения: …..

По результатам проведенного исследования, психологом составлено  заключение специалиста.

Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического  исследования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопросов, поставленных на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.

Специалист, проводивший исследование (психологическое освидетельствование):

…. – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.

Цель психологического исследования (психологического освидетельствования):

Исследование  обстоятельств, условий жизни и когнитивного развития … _._.201_ г.р., характера его привязанности к членам семьи, в которой он проживает.

Задачи:

1. Определить уровень и особенности развития ребенка?

2. Определить  реальное и опосредованное отношение и привязанность ребенка к каждому из членов семьи?

3. Определить стили взаимодействия и воспитательные позиции  членов семьи к освидетельствуемому.

Методы:

  • Первичная беседа по сбору анамнеза
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Проективные методы
  • Клиническая беседа с ребенком

Структура психологического исследования:

1 этап (подготовительный)

На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом; были изучены материалы гражданского дела.

На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.

2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):

Второй этап  (проведение исследования) включал предъявление  батареи методик  в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений.  Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.

3 этап (подготовка заключения):

На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.

Содержание диагностической программы психологического исследования:

  1. Диагностика умственного развития ребенка. Автор: Стребелева Е.А.
  2. Клиническая беседа со взрослыми.
  3. Совместная деятельность с ребенком (стандартизировано наблюдение за поведением родителей в совместной  деятельности А.М. Казьмина и др.)

Заключение специалиста  по результатам психологического освидетельствования:

В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:

1. Диагностика умственного развития ребенка по комплексу диагностических методик Е.А. Стребелевой.

Ребенок находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении радостное, много улыбается и разговаривает. Не капризничает. Дифференцирует «своих», «чужих».  Знает элементарные правила, которые регулируют отношения людей. Ориентируется на самые простые нравственные нормы. Делает самостоятельный выбор, проявляет самостоятельность. Настойчив в своих желаниях. Поддерживает общение в совместной деятельности с приятным взрослым. В процессе совместной деятельности принимает помощь чужого взрослого, действует по подражанию, и очень быстро переносит навык в самостоятельную деятельность. С интересом просматривает новые предметы, фиксирует внимание на свойствах объектов окружающей среды. Ознакомление с окружающей средой имеет высоко выраженный познавательный характер. Включает размер и форму  и цвет в состав комплексной характеристики объектов познания. Величину предметов распознает правильно. Наглядно-действенное мышление развито в соответствии с возрастом, имеются задатки наглядно-образного мышления.

Методика Стребелевой Е.А

Протокол обследования

Фамилия, имя ребенка  …

Дата рождения _._.201_

Дата обследования _._.201_

Возраст на момент обследования    2 года 10 месяцев

1 .   Лови шарик

Ребенок самостоятельно начал сотрудничать, всегда ловит шарик, учитывая размер (большой или маленький). Достигая положительного результата , улыбается. 4

 

2. Спрячь шарик (2-2.5 года две коробочки; 2,5-3 года три коробочки)

Ребенок сразу понимает задание; выполняет; использует соотносящие действия; улыбается; проверяет, хорошо ли закрыто 4

 

3. Разборка и складывание матрешки (2-2,5 года двухсоставная; 2,5-3 года трехсоставная)

Ребенок принимает, понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого после обучения самостоятельно складывает матрешку 3

 

4. Разборка и складывание пирамидки (2-2,5 года из трех колец; 2,5-3 года  из четырех колец)

Ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец  не учитывает 3

 

5. Парные картинки (2-2,5 года  две картинки; 2,5-3 года четыре картинки)

Ребенок сразу понимает условия задания; не допускает ошибок, включает элемент игры – относит требуемые картинки папе и …. При этом улыбается и радуется, что взрослые поддерживают его замысел 4

 

6. Цветные кубики (2-2,5 года два: красный, желтый; 2,5-3 года четыре: красный, желтый,  зеленый, синий)

Ребенок сличает и выделяет цвет по слову; широко улыбается. Сравнивает с кубиками, которые у него есть и называет несколько оттенков 4

 

7. Разрезные картинки (2-2,5 года из двух частей; 2,5-3 года из трех-четырех частей)

Ребенок складывает  разрезную картинку из двух частей самостоятельно, разрезную картинку из 4-х частей  при помощи взрослого 3

 

8. Конструирование из палочек: (2-2,5 года “молоточек” из двух палочек; 2,5-3 года “веточка” из трех палочек)

Ребенок строит молоточек самостоятельно, веточку — после обучения пытается строить фигуру, расстраивается, что не получается 3

 

9. Достань тележку (2-2,5 года скользящая тесемка; 2,5-3 года скользящая и одна ложная тесемки)

Ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; улыбается, говорит «Во» 4

 

10. Нарисуй (2-2,5 года – дорожку; 2,5-3 года – домик)

Ребенок понимает инструкцию; пытается что то нарисовать, говорит что это туча, изображая ее многократными прерывистыми линиями  определенного направления; держит карандаш в правой руке. Дорожку и домик рисовать отказался. Предложил это сделать экспериментатору. 2

34 балла

Таким образом эмоционально-социальное развитие (контактное отношение, навыки поведения),  познавательное развитие (сенсорное развитие), развитие речи: понимание речи и активное вещание имеют высокий уровень развития.

2. Диагностика особенностей поведения взрослого при взаимодействии с ребенком (стандартизировано наблюдение за поведением родителей в совместной  деятельности А.М. Казьмина и др.) и беседа со взрослыми.

…. (отец).

Договариваются с сыном, что будут делать, во что играть. Предложение вноситься ребенком — будем строить башню, активно и позитивно поддерживается отцом выбор деятельности сына. Помогает ребенку в концентрации внимания.

Контакт между отцом и сыном обеспечивает обмен информацией и действиями. Ведущий тип родительского отношения: принятие ребенка и симбиоз с тенденцией контроля за его развитием и поведением.

Ребенок внимательно слушает отца, принимает его помощь, но при этом проявляет самостоятельность, которая не подавляется отцом. Отец помогает ребенку сделать что- либо, но не делает это за него.

… присуще выраженное эмоционально положительное отношение к своему ребенку. Отец принимает сына таким, каким он есть, уважает его личность и индивидуальность, поддерживает интересы, а также с большим желанием и радостью уделяет мальчику внимание.

Отец стремится развивать в мальчике самостоятельность и поддерживать инициативность.

Контакт между отцом и сыном характеризуется отсутствием психологической дистанции. Ребенок часто прижимается к отцу, берет его за руки. Родитель удовлетворяет потребность сына в эмоциональной близости и всеми силами старается создать в его жизни ощущение психологической безопасности и комфорта.

… (мама*).

Взрослый предлагает рассказать сказку «Репка», при этом используются фигурки настольного театра. Ребенок проявляет огромный интерес, улыбается, несколько минут внимательно слушает и начинает активно принимать участие в театрализации. При этом речевое сопровождение принадлежит и взрослому и ребенку, а деятельность полностью ребенку. … этому не препятствует, а только поощряет и создает ситуацию развития позитивного интереса и самостоятельности. Всячески следует за интересами ребенка.

Ведущий тип родительского отношения: принятие ребенка, с небольшими элементом эмоциональной тревожности.

… свойственно ярко выраженное положительное благорасположение к …. Участие в деятельности … приносит ей огромное удовольствие.

Мама* высоко оценивает способности …, дает мальчику простор для проявления самостоятельности и активности, приходя на помощь в случае необходимости.  Удовлетворяя потребности ребенка, в то же время, заботится о его здоровье, устанавливая для него надлежащие ограничения и закладывая понимание основных правил поведения.  Все требования носят разумный характер.

(дочь …).

При обследовании ребенка девочка отсутствовала в комнате. … сам изъявил желание ее пригласить и показать, что он делает. Дети очень быстро стали совместно сотрудничать, обмениваться мнениями и эмоциями по поводу игрушек. Взаимодействие детей положительное, используют разные позиции общения, подстраиваются друг к другу.

….  (бабушка)

Совместное чтение литературы.

Обследование продолжалось второй час, ребенок начал утомляться. …. предложила детям почитать книгу. … внимательно слушает, эмоционально реагирует на интересные моменты в содержании. Бабушка тонко реагирует на реакции внука и старается предавать смысл впечатлениям ребенка.  Во время чтения прижимается к бабушке, испытывает потребность в телесном контакте с ней.

Отношение  … к … можно охарактеризовать как выраженное положительное сопричастие. Бабушка уважает и принимает ребенка. Она считается с интересами мальчика, старается разделить их с ним. … поддерживает и развивает начинания внука, приходит на помощь в случае необходимости.

Бабушка высоко оценивает способности ребенка, верит в его потенциал, поощряет самостоятельность и активность.

*имена, данные ребенком членам своей семьи.

Выводы:

В ходе освидетельствования у …. был выявлен высокий уровень познавательного и когнитивного развития. Также мы наблюдаем соответствующие возрасту диадические отношения с отцом и близким окружением. Стиль родительского воспитания можно назвать разумно сбалансированным, а психологический климат в семье, в котором воспитывается ребенок в данные момент, благоприятным.

Все члены семьи проявляют свою заинтересованность увлечениями ребенка и, активно участвуя в жизни …, стараются разделять их с ним. Контакт каждого члена семьи с ребенком носит явно доброжелательный и доверительный характер. Взаимодействие с мальчиком основано на уважении его личности и индивидуальности, удовлетворении его базовых потребностей и разумных ограничениях, необходимых для обеспечения его безопасности и здоровья.

При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют люди, только с ним проживающие.

 

Психолог                                                                                     ……

Кандидат психологических наук