Учитывается ли волеизъявление недееспособного лица при оказании ему медицинской помощи?

По общему правилу необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В отношении граждан,  признанных  недееспособными, такое согласие до недавнего времени требовалось  исключительно от их  опекунов  либо администрации психиатрических больниц, интернатов, других учреждений, наделенных опекунскими функциями в отношении помещенных в них недееспособных граждан либо от органов опеки и попечительства (в случае, если опекун недееспособному еще не был назначен). В случаях, когда опекунские функции осуществляло лечебное учреждение, оно одновременно  и  оказывало медицинскую помощь и давало за недееспособного гражданина согласие на её оказание. Волеизъявление самого лишенного дееспособности пациента  юридического значения не имело.

Принцип автоматического и полного замещения согласия  недееспособного гражданина на медицинское вмешательство (равно как и отказа от него),  согласием (отказом)  его законного представителя и придание такому решению статуса «добровольного» не соответствовал Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам России в сфере прав человека. Любое медицинское вмешательство непосредственно затрагивает автономию личности человека, его физическую неприкосновенность, а зачастую и свободу. Поэтому такое замещение недопустимо в тех случаях, когда сам гражданин обладает способностью выразить свое отношение к предложенному лечению, независимо от формального статуса недееспособного лица.

С принятием Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотренный в  действовавшем на тот период базовом законе (Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан) порядок оказания медицинской помощи недееспособным гражданам вступил в логическое противоречие с отраслевым законодательным актом — Законом о психиатрической помощи, поскольку недееспособные пациенты психиатрической службы по этому закону приобрели права, которыми не обладали недееспособные пациенты общесоматического профиля.  Было введено требование о получении у недееспособного гражданина добровольного информированного согласия на оказание  ему психиатрической помощи любого вида (освидетельствование, лечение, госпитализацию) или отказа от неё при условии, если недееспособный гражданин по своему состоянию  способен выразить свою волю.

Данные изменения в Закон о психиатрической помощи были внесены в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, признавшего самостоятельность недееспособного гражданина в некоторых сферах правоотношений. В связи с тем, что законодатель своевременно не внес аналогичные изменения  в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, возникла абсурдная ситуация: форму согласия на лечение в психиатрическом стационаре недееспособный пациент подписывал сам, а  в общесоматическом стационаре за него это делал опекун.

Новый базовый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) устранил в этом вопросе очевидный пробел. Подготовленные при участии автора  пособия «Недееспособность и опека» Аргуновой Ю.Н. предложения о необходимости учета волеизъявления недееспособного пациента при оказании ему медицинской помощи были учтены Госдумой  при рассмотрении законопроекта в  третьем чтении и вошли в текст принятого закона.