Заключение специалиста № _ (по результатам психологического освидетельствования)

 «_» _ 201_ г.                                                                             г. Москва

Заключение специалиста № _

(по результатам психологического освидетельствования)

…. _._.20_ года рождения

         Проведено на основании ч. 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению законного представителя …. с просьбой выявления особенностей представления об отношении …. к матери – …

Дата проведения: _ __ 201_года 15.20 до 16.50

Место проведения:

По результатам проведенной экспертизы, психологом составлено заключение специалиста.

Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.

Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:

…. – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.

Цель психологического освидетельствования:

Исследования особенностей представлений о матери, и особенностей взаимодействия с ней.

Задачи:

1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к матери.

3. Определить особенности представления о матери ребенка.

Методы:

  • Первичная беседа по сбору анамнеза
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Проективные методы
  • Клиническая беседа с ребенком

Структура психологического исследования:

1 этап (подготовительный)

На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.

На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.

2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):

Второй этап  (проведение исследования) включал предъявление  батареи методик  в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.

3 этап (подготовка заключения):

На третьем этапе психологического освидетельствования, была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.

Содержание диагностической программы психологической экспертизы:

методики, предлагаемые …… 

№ п/п

Название методики

Цель использования

1.

Тест « Рисунок семьи»

Позволяет выяснить эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ребенком этих отношений
2. Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой  Позволяет исследовать отношение ребенка к взрослым и детям.
3.  Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении.
4.
Методика определения самооценки «Лесенка»

 

Позволяет определить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

 

Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:

В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:

1. Тест « Рисунок семьи»

Девочка находится  в положительном эмоциональном состоянии, немного стесняется, застенчива, после показа рисунков, входящих в диагностический блок идет на контакт и разговаривает, интересуется, что будем делать.

На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) папа, сам ребенок, няня и брат. Далее рисует большой дом, упоминает, что этот дом очень красивый и хороший. В окнах дома рисует бабушку и дедушку. Рисунок выполнен в четырех цветах.( девочка и няня выполнены одним розовым цветом, папа и брат остальным   цветами; дом, в котором живут бабушка и дедушка, а так же люди выполнен розовым цветом). Рисунок расположен по центру, большого размера. Фигуры крупные, яркие.

Для ребенка характерно восприятие семьи как нуклеарной. [i] (при этом роль мамы отводится няне).

Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: это отец и  няня. В процессе рисования девочка очень старается нарисовать папу, просит помощи у психолога, так как не знает, как рисовать красивые брюки. Проявляет заинтересованность в качестве полученного результата, очень старается, чтобы получилось красиво – «Это мой папа», констатирует результат работы. Няне украшает платье цветами (единственная одежда на рисунке с узорами).

Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это папа и няня. Няня эмоционально ближе к девочке.  Няня и папа обладают большей властью по сравнению с  братом , бабушкой и дедушкой и самой девочкой.

В беседе к рисунку, выявляется еще большее расширение семьи ( только за счет родственников). Самыми любимы членами семьи, являются бабушка няня. Мама на рисунке отсутствует. В  дополнительных ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание о матери.

2. Социометрическая проба «День рождение»

Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют  как родственники, няня так и дети из двора.  Так же на рисунке  присутствует отец. Самые  эмоционально близкие и значимые люди для девочки – няня и бабушка.

На сегодняшний день значимая среда общения – это и  семья, и дети. Мама в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о ней не выявлены.

3. Социометрический опросник.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: няня, бабушка, дедушка и родственники, а так же детей. Самую  высокую значимость  в реализации потребности в общении имеют дети и сиблинг,также няня и бабушка принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Доминанта в общении отводится детям. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это взрослые родственники, с другой стороны дети (как сиблинги так и дети не связанные друг с другом родственными связями).

В ответах на вопросы упоминание о матери отсутствует.

4. Методика определение самооценки «Лесенка»

Полученные результаты говорят о завышенной самооценки ребенка.

Выводы:

В ходе освидетельствования у …, 20_ г.р. не было выявлено представлений о матери как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания о матери отсутствуют в речи ребенка. При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют близкие и дальние родственники, сиблинг и дети, близких родственником



[i]семья, состоящая из родителей  и детей.

[ii]Родные братья и сестры

 

Психолог

Кандидат психологических наук, доцент                                                                ……