Психологическое освидетельствование
Психологическое освидетельствование
Проведено на основании ч. 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению …., законного представителя …. с просьбой оценить уровень его развития и эмоциональное состояние.
На основании запроса представителя, …, в гражданском деле по бракоразводному процессу с …. и об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка – …., _ __ 201_ года рождения, при раздельном проживании родителей, было проведено психологическое освидетельствование последнего, которое включало: определение уровня когнитивного развития освидетельствуемого, особенности его взаимоотношений с «ближайшим» окружением (отец – …., бабушка – …, гражданская супруга …. – …, дочь … — ….)
Дата проведения: … 201_ года с 10.00 до 12.00
Место проведения: …..
По результатам проведенного исследования, психологом составлено заключение специалиста.
Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического исследования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопросов, поставленных на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.
Специалист, проводивший исследование (психологическое освидетельствование):
…. – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.
Цель психологического исследования (психологического освидетельствования):
Исследование обстоятельств, условий жизни и когнитивного развития … _._.201_ г.р., характера его привязанности к членам семьи, в которой он проживает.
Задачи:
1. Определить уровень и особенности развития ребенка?
2. Определить реальное и опосредованное отношение и привязанность ребенка к каждому из членов семьи?
3. Определить стили взаимодействия и воспитательные позиции членов семьи к освидетельствуемому.
Методы:
- Первичная беседа по сбору анамнеза
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы
- Клиническая беседа с ребенком
Структура психологического исследования:
1 этап (подготовительный)
На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом; были изучены материалы гражданского дела.
На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.
2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):
Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.
3 этап (подготовка заключения):
На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.
Содержание диагностической программы психологического исследования:
- Диагностика умственного развития ребенка. Автор: Стребелева Е.А.
- Клиническая беседа со взрослыми.
- Совместная деятельность с ребенком (стандартизировано наблюдение за поведением родителей в совместной деятельности А.М. Казьмина и др.)
Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:
В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:
1. Диагностика умственного развития ребенка по комплексу диагностических методик Е.А. Стребелевой.
Ребенок находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении радостное, много улыбается и разговаривает. Не капризничает. Дифференцирует «своих», «чужих». Знает элементарные правила, которые регулируют отношения людей. Ориентируется на самые простые нравственные нормы. Делает самостоятельный выбор, проявляет самостоятельность. Настойчив в своих желаниях. Поддерживает общение в совместной деятельности с приятным взрослым. В процессе совместной деятельности принимает помощь чужого взрослого, действует по подражанию, и очень быстро переносит навык в самостоятельную деятельность. С интересом просматривает новые предметы, фиксирует внимание на свойствах объектов окружающей среды. Ознакомление с окружающей средой имеет высоко выраженный познавательный характер. Включает размер и форму и цвет в состав комплексной характеристики объектов познания. Величину предметов распознает правильно. Наглядно-действенное мышление развито в соответствии с возрастом, имеются задатки наглядно-образного мышления.
Методика Стребелевой Е.А
Протокол обследования
Фамилия, имя ребенка …
Дата рождения _._.201_
Дата обследования _._.201_
Возраст на момент обследования 2 года 10 месяцев
1 . Лови шарик
Ребенок самостоятельно начал сотрудничать, всегда ловит шарик, учитывая размер (большой или маленький). Достигая положительного результата , улыбается. | 4 |
2. Спрячь шарик (2-2.5 года две коробочки; 2,5-3 года три коробочки)
Ребенок сразу понимает задание; выполняет; использует соотносящие действия; улыбается; проверяет, хорошо ли закрыто | 4 |
3. Разборка и складывание матрешки (2-2,5 года двухсоставная; 2,5-3 года трехсоставная)
Ребенок принимает, понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого после обучения самостоятельно складывает матрешку | 3 |
4. Разборка и складывание пирамидки (2-2,5 года из трех колец; 2,5-3 года из четырех колец)
Ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец не учитывает | 3 |
5. Парные картинки (2-2,5 года две картинки; 2,5-3 года четыре картинки)
Ребенок сразу понимает условия задания; не допускает ошибок, включает элемент игры – относит требуемые картинки папе и …. При этом улыбается и радуется, что взрослые поддерживают его замысел | 4 |
6. Цветные кубики (2-2,5 года два: красный, желтый; 2,5-3 года четыре: красный, желтый, зеленый, синий)
Ребенок сличает и выделяет цвет по слову; широко улыбается. Сравнивает с кубиками, которые у него есть и называет несколько оттенков | 4 |
7. Разрезные картинки (2-2,5 года из двух частей; 2,5-3 года из трех-четырех частей)
Ребенок складывает разрезную картинку из двух частей самостоятельно, разрезную картинку из 4-х частей при помощи взрослого | 3 |
8. Конструирование из палочек: (2-2,5 года “молоточек” из двух палочек; 2,5-3 года “веточка” из трех палочек)
Ребенок строит молоточек самостоятельно, веточку — после обучения пытается строить фигуру, расстраивается, что не получается | 3 |
9. Достань тележку (2-2,5 года скользящая тесемка; 2,5-3 года скользящая и одна ложная тесемки)
Ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; улыбается, говорит «Во» | 4 |
10. Нарисуй (2-2,5 года – дорожку; 2,5-3 года – домик)
Ребенок понимает инструкцию; пытается что то нарисовать, говорит что это туча, изображая ее многократными прерывистыми линиями определенного направления; держит карандаш в правой руке. Дорожку и домик рисовать отказался. Предложил это сделать экспериментатору. | 2 |
34 балла
Таким образом эмоционально-социальное развитие (контактное отношение, навыки поведения), познавательное развитие (сенсорное развитие), развитие речи: понимание речи и активное вещание имеют высокий уровень развития.
2. Диагностика особенностей поведения взрослого при взаимодействии с ребенком (стандартизировано наблюдение за поведением родителей в совместной деятельности А.М. Казьмина и др.) и беседа со взрослыми.
…. (отец).
Договариваются с сыном, что будут делать, во что играть. Предложение вноситься ребенком — будем строить башню, активно и позитивно поддерживается отцом выбор деятельности сына. Помогает ребенку в концентрации внимания.
Контакт между отцом и сыном обеспечивает обмен информацией и действиями. Ведущий тип родительского отношения: принятие ребенка и симбиоз с тенденцией контроля за его развитием и поведением.
Ребенок внимательно слушает отца, принимает его помощь, но при этом проявляет самостоятельность, которая не подавляется отцом. Отец помогает ребенку сделать что- либо, но не делает это за него.
… присуще выраженное эмоционально положительное отношение к своему ребенку. Отец принимает сына таким, каким он есть, уважает его личность и индивидуальность, поддерживает интересы, а также с большим желанием и радостью уделяет мальчику внимание.
Отец стремится развивать в мальчике самостоятельность и поддерживать инициативность.
Контакт между отцом и сыном характеризуется отсутствием психологической дистанции. Ребенок часто прижимается к отцу, берет его за руки. Родитель удовлетворяет потребность сына в эмоциональной близости и всеми силами старается создать в его жизни ощущение психологической безопасности и комфорта.
… (мама*).
Взрослый предлагает рассказать сказку «Репка», при этом используются фигурки настольного театра. Ребенок проявляет огромный интерес, улыбается, несколько минут внимательно слушает и начинает активно принимать участие в театрализации. При этом речевое сопровождение принадлежит и взрослому и ребенку, а деятельность полностью ребенку. … этому не препятствует, а только поощряет и создает ситуацию развития позитивного интереса и самостоятельности. Всячески следует за интересами ребенка.
Ведущий тип родительского отношения: принятие ребенка, с небольшими элементом эмоциональной тревожности.
… свойственно ярко выраженное положительное благорасположение к …. Участие в деятельности … приносит ей огромное удовольствие.
Мама* высоко оценивает способности …, дает мальчику простор для проявления самостоятельности и активности, приходя на помощь в случае необходимости. Удовлетворяя потребности ребенка, в то же время, заботится о его здоровье, устанавливая для него надлежащие ограничения и закладывая понимание основных правил поведения. Все требования носят разумный характер.
… (дочь …).
При обследовании ребенка девочка отсутствовала в комнате. … сам изъявил желание ее пригласить и показать, что он делает. Дети очень быстро стали совместно сотрудничать, обмениваться мнениями и эмоциями по поводу игрушек. Взаимодействие детей положительное, используют разные позиции общения, подстраиваются друг к другу.
…. (бабушка)
Совместное чтение литературы.
Обследование продолжалось второй час, ребенок начал утомляться. …. предложила детям почитать книгу. … внимательно слушает, эмоционально реагирует на интересные моменты в содержании. Бабушка тонко реагирует на реакции внука и старается предавать смысл впечатлениям ребенка. Во время чтения прижимается к бабушке, испытывает потребность в телесном контакте с ней.
Отношение … к … можно охарактеризовать как выраженное положительное сопричастие. Бабушка уважает и принимает ребенка. Она считается с интересами мальчика, старается разделить их с ним. … поддерживает и развивает начинания внука, приходит на помощь в случае необходимости.
Бабушка высоко оценивает способности ребенка, верит в его потенциал, поощряет самостоятельность и активность.
*имена, данные ребенком членам своей семьи.
Выводы:
В ходе освидетельствования у …. был выявлен высокий уровень познавательного и когнитивного развития. Также мы наблюдаем соответствующие возрасту диадические отношения с отцом и близким окружением. Стиль родительского воспитания можно назвать разумно сбалансированным, а психологический климат в семье, в котором воспитывается ребенок в данные момент, благоприятным.
Все члены семьи проявляют свою заинтересованность увлечениями ребенка и, активно участвуя в жизни …, стараются разделять их с ним. Контакт каждого члена семьи с ребенком носит явно доброжелательный и доверительный характер. Взаимодействие с мальчиком основано на уважении его личности и индивидуальности, удовлетворении его базовых потребностей и разумных ограничениях, необходимых для обеспечения его безопасности и здоровья.
При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют люди, только с ним проживающие.
Психолог ……
Кандидат психологических наук