Заключение специалистов по результатам психологического освидетельствования

Заключение  специалистов

по результатам психологического освидетельствования

несовершеннолетних А. 200_ г.р., Б .200_г.р.

Цель обследования:

— изучение детско-родительских отношений.

Задачи:                             

  1. определение индивидуально-психологических и психоэмоциональных особенностей развития А. и Б.
  2. выявление особенностей личных отношений детей к родителям;
  3. изучение особенностей отношения детей к каждому из родителей.

Несовершеннолетние … и … были освидетельствованы ведущим  психологом АНО «РМПЦ» …  и специалистом-психологом … в присутствии отца детей ….

Для обследования А. 200_ г.р. и Б. 200_ г. р., были использованы следующие методики:

  1. 1.     Диагностическое интервью.
  2. 2.     Методика «Неоконченные предложения».
  3. 3.     Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак.
  4. 4.     Проективная методика «Рисунок семьи»/ «Семья животных».
  5. 5.     Графический тест «Звёзды и волны».
  6. 6.     Рисунок на свободную тему.
  1. 1.  Определить индивидуально-психологические и психоэмоциональные особенности развития А.  и Б.

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

  • Диагностическое интервью,
  • Методика «Неоконченные предложения»,
  • Графический тест «Звёзды и волны»,
  • Рисунок на свободную тему.

Результаты исследования показали, что открыто дети не выражают явного эмоционально окрашенного отношения, как к матери, так и к отцу.

Для А характерна тенденция показать себя в лучшем свете, стремление подчеркнуть себя, как взрослого человека и сложность собственного характера. Позиция явно формируется посредством материнской поддержки, А интеллектуализирует происходящее, на проявление эмоций наложен внутренний запрет, они жестко контролируются. Эскалация эмоций вызывается напряжением родительских отношений. С отцом отношения А вербально обусловленные. В общем, в семейной ситуации ребёнок чувствует несвободу во взаимодействии с родителями, при этом сам себе задаёт планку интеллектуального и «взрослого» исполнения задач.

Б выполняет задания формально для того, чтобы «скорее пойти домой», при этом важна оценка лишь отца или поддержка А, заменяющая отцовскую. Интерес к рисованию гораздо выше, чем вербально ориентированные методы. Молчалив. Шутит с братом: «Нарисовал живот, как бочку», смеётся. Рассудителен, сниженная вербальная активность.

  1. 2.   Выявить особенности личных отношений детей с родителями.

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

  • Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак;
  • Проективная методика «Рисунок семьи».
  1. 3.  Изучить особенности отношения детей к каждому из родителей.

С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:

  • Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак;
  • Проективная методика «Рисунок семьи».

Для психического развития А деструктивна позиция формирования в нём не взрослой независимости, а зависимого поведения от оценки старшего, совместно с позицией «защитника» для матери, используя подражательные, а не интериоризированные процессы. Таким образом, в ребёнке имитируется, а не формируется самость. Дихотомия отношений родителей вынуждает его к формированию набора идентификаций, которые неодолимо влияют на его самоидентификацию. При усугублении сложности родительских отношений прогнозируется увеличение областей внутреннего конфликта А, эмоциональное отвержение отца в связи с необходимостью поддерживать мать.

Психолог                                                      ___________/ …/

Психолог                                                      ___________/ …/

Обработка результатов диагностического интервью и метода наблюдения показала:

Диагностическое интервью проводилось с 16:20 по 16:35.

Общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей выявлялись в процессе проведения исследования диагностического интервью и посредством метода наблюдения. Оба исследуемых контактны.

Метод наблюдения выявляет высокий уровень проявления невротических явлений у Б. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом. Отказался от возможности участия в исследовании отдельно от брата. Задания выполняет функционально, важна оценка не любого взрослого, а именно отца.

По результатам метода наблюдения проявлены особенности активности А: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию;  с отцом телесно дистанцируется.

Особенности телесных границ отражают специфику внутрисемейного взаимодействия.

Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития.  Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. В настоящее время наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.

   

Обработка результатов теста «Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак» показала следующее:

Проведение методики укладывалось в сроки 16:35 – 17:10.

Психологический климат в семье и его влияние на гармоничное развитие детей отражаются в специфике выполнения детьми методики.

Б отказался от участия в исследовании отдельно от брата. Инструкцию усвоил, проявлял внимание к стимульному материалу, не участвуя в формировании рассказа, демонстрировал сниженный объём внимания – быстро отвлекался. На уточняющие вопросы отвечал избирательно.

А составлял рассказ свободно, с небольшой задержкой по времени, рассказы среднего объёма описательного характера. На дополнительные вопросы отвечал свободно и открыто. Инструкцию усвоил верно, с первого раза.

Рассказы носят описательный характер, что свидетельствует об умении проявлять психологические защиты в виде избегания определенных сюжетных областей. Этот приём служит увеличению личностной дистанции между рассказом и описываемыми им событиями, которая понижает их конфликтность и делает возможным включение их в рассказы.

Ещё одна особенность, наблюдаемая во время проведения данной методики — это соотношение времени до начала рассказа (латентного) и общего времени рассказа.  В целом истории имеют одинаковое латентное время с  общим временем, что свидетельствует о понимании тематики этих картин, которые, однако, вызывают у испытуемого защитные реакции.

В общем толковании результатов субтестов, темы агрессии, напряжения, страхов вызывают защитные реакции по типу избегания.  В сочетании с тенденцией тактики формального ухода  от содержания истории, можно говорить о конфликтных сферах, каковыми для А является отношения с отцом, телесные отношения в совокупности их проявлений. Старается из сюжета рассказа удалить любую возможность агрессии, объясняя явные проявления агрессии таким образом, чтобы избавиться от любой агрессивной коннотации. Демонстрирует склонность к интеллектуализации и подавлению эмоций.

Рассматривая всю совокупность рассказов, следует отметить присутствие   практически во всех сюжетах элементов быта, объясняя телесные отношения с позиции требований бытовой ситуации, а не в качестве эмоционально окрашенных элементов. Рассказы А отражают, скорее, фантазии о совместной деятельности с матерью, о совместном времяпрепровождении. Отец в рассказах фигурирует лишь как супруг матери.

Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы.

Обработка результатов проективной методики «Семья животных» показала следующее:

Время выполнения методики 17:10 – 17:30.

Психологические особенности отношения каждого из детей к матери и отцу проявлены в результатах анализа проективной методики «Семья животных».

Рисунок Б, его представление о семье, включает по степени значимости себя, отца, мать,  А и няню.

Порядок заполнения свободного пространства: рисунок занимает нижнюю треть листа, в нижней трети листа заполнял пространство, начиная с середины в обе стороны постепенно.

Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал себя, папу, затем маму, брата, няню. Фигуры членов семьи примерно одного размера, фигура отца отличается более крупными размерами. Персонажи на рисунке дружелюбные.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: долго рисовал фигуру матери, не отвечая на вопрос, кто это.

Дополнительные элементы: подсмотрев в рисунок брата, Б дополнил рисунок симметрично расположенными кактусами и железной дорогой.

Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный.

Комментарии в процессе выполнения рисунка: «Посмотрим, как у А», «Что это, А, мы все у тебя в пустыне что ли?», «Я тоже нарисую кактус и железную дорогу», «А, покажи, как ты рисовал кактус».

Судя по рисунку, ребёнок ощущает себя посредником в отношениях между отцом и матерью, отдавая большее предпочтение отцу.

Рисунок А отражает его представления о семье, включает в себя фигуру матери, самого себя и фигуру Б.

Порядок заполнения свободного пространства: заполнялся от центра в обе стороны симметрично относительно левой и правой стороны.

Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал мать, затем себя и брата. Фигуры себя и брата одинакового размера, фигура матери  в два раза крупнее. Персонажи на рисунке дружелюбные.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: снижение интереса к выполнению задачи после изображения себя, новый виток активности при изображении элементов.

Дополнительные элементы: дополнил рисунок кактусом и железной дорогой.

Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный. При рисовании железной дороги утомился, но продолжал. При этом для рисунка себя и кактуса использовал любимый зелёный цвет, а мать и брата изобразил синим.

Комментарии в процессе выполнения рисунка: «А я ещё и кактус нарисую», «Кактус нарисовал, не отрывая карандаш», «Видел фильм, на Западе была железная дорога, нарисую и её».

Оценка общей структуры рисунка и интерпретация данных:

На рисунке Б мы видим отсутствие контакта между членами семьи. Он сам находится между родителями. Рисунок стремится к гармонии, симметрии. На рисунке изображена самая большая фигура – это папа. Ему придает исключительный статус, он, по мнению Б, обладает наибольшей властью в семье. Предпочтение того или иного родителя Б показал расположив свою фигуру между фигурами матери и отца, тем самым показывая свое нежелание быть вдалеке, как от матери, так от отца. Б  нарисовал всех членов своей семьи, он не испытывает чувство одиночества и изолированности. Наибольшую эмоциональную связь он ощущает с отцом, себя воспринимает посредником между родителями.

Даже после вопросов об отце, А не включает фигуру отца в рисунок, что является отражением напряжения отношений с отцом. Отношения с матерью проявлены, как дистанцированные. Дополнительные элементы отражают, в том числе, сопротивление, желание дополнительной поддержки в семейных отношениях, аккумулированную агрессию. Помимо того, общая структура рисунка позволяет предположить ощущение ребёнка, которого воспитывают по типу «ежовых рукавиц», т.е. со стороны матери ребёнок чувствует большее попустительство и формирование в нём акселерированных черт личности, взрослой позиции; со стороны отца А чувствует больший уровень критики к общему уровню психического развития. Таким образом, ребёнок отражает позицию матери, которая возлагает на него ответственность разделения её позиции, как на взрослого. Можно говорить о дихотомии в чувствах А: с одной стороны, ему, очевидно, нравится роль «взрослого», хотя соответствие этой роли увеличивает внутренний конфликт; с другой стороны, он испытывает нехватку поддержки от значимого взрослого, которым является мать, и, в качестве «взрослого» не претендует на поддержку.

На обоих рисунках члены семьи находятся на расстоянии друг от друга и не взаимодействуют.

Обработка результатов графического теста «Звёзды и волны» показала следующее:

Графический тест «Звёзды и волны»17:30 – 17:35.

Б осуществляет предметное решение задачи, изображая одну линию волн и две звезды. Структура рисунка неравномерна. Следование правилам отражается только в изображении волн. Я-презентация не является выраженной, скорее, слита с отцовской оценкой или с заместительной поддержкой брата. Внутреннее состояние демонстрирует формальное благополучие, желание быстрого завершения процедуры обследования. Так же находит отражение сниженный уровень ресурсов и интереса. Специфика ресурсного состояния связана со сниженным психофизиологическим тонусом на момент обследования. Контролирует своё эмоциональное состояние. В моментах заинтересованности проявляет логику суждений.

А подходит к формалистскому, декоративному решению в исполнении рисунка. Структура рисунка неравномерна, отклоняясь от правил интервалов между элементами, не соблюдается соразмерность элементов. В структуре рисунка проявлен интеллектуальный акцент в решении задачи с меньшей включенностью эмоциональной компоненты и экспрессивной окраски. А проявляет установку на демонстративную «взрослость» позиции, стремление к эффектности. Ребёнок проявляет собственный желания, старается выйти за рамки требуемого заданием, подчеркнув свою интеллектуальную развитость. Много психической энергии тратится А на создание собственных установок о правильности действий и на контроль их поддержания. Тенденция к интеллектуализации  отражает дисгармонию психического состояния, конфликт между эмоциями и интеллектом.  Более явно и открыто, чем Б, А проецирует на рисунок своё внутреннее состояние. При этом выступает на первый план ощущение самоценности, уверенности в своих умениях. Интеллектуальные особенности проявлены неравномерно, за счёт высокой ценности роли «взрослого» снижена критика к содержанию рисунка, становятся важны отдельные элементы, на восприятие целого не хватает ресурсов развития.  В рисунке отражены переживания о неизвестности будущего, сложностей в его принятии. Эмоциональная жизнь автора рисунка выглядит заторможенность, сдерживаемой в данный момент, отражает внутриличностный конфликт: навязываемая матерью социокультурная роль не соответствует психическому развитию ребёнка, ограничения этой роли («взрослого») отцом увеличивает эмоциональную конфронтацию с А.

Оба ребёнка ощущают слабость почвы под ногами и размытость картины будущего, что демонстрирует активное влияние семейной ситуации на самоощущение детей и их чувство благополучия.

Обработка результатов методики «Неоконченные предложения» показала следующее:

Методика «Неоконченные предложения» 17:35 – 17:50,

А, отвечая на вопросы данной методики, давал нейтральные ответы. Инструкцию понял не с первого раза. Отвечал с большими паузами, что наряду с прочими причинами, обусловлено ярко выраженными признаками утомления. Нейтральные ответы свидетельствуют о формальном эмоциональном благополучии. В ответах стремится рассуждать, действовать интеллектуально обусловлено, склонен к проявлению социально желательной позиции.

Ответы выражают модальность отношений с отцом, как вербальные. Отношения с матерью отражают недостаточную реализацию желаний совместной деятельности.

Помимо этого отражена позиция избегания конфликтов в конкурентных отношениях, активность деятельности защитных механизмов.

Обработка результатов рисунок на произвольную тему показала следующее:

Рисунок на произвольную тему 17:50 – 18:10

Б для рисунка выбрал лист формата А4, в своём рисунке задействовал лист целиком, изобразил небо, солнце, дом, человека и цветок.

А использовал лист формата А3, на котором изобразил 4 светофора, в связи с тем, что данная тематика любима и предоставляет возможность использования в рисовании любимых цветов.

Выводы:

  1. 1. Результаты освидетельствования показали, что общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей соответствуют возрастному развитию и конгруэнтно психоэмоциональной обстановке сложившейся на момент освидетельствования в семье …. У Б высокий уровень проявления невротических явлений. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом, важна оценка не любого взрослого, а именно отца. У А проявлены особенности активности: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию;  с отцом телесно дистанцируется.
  2. 2. Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития.  Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. На момент освидетельсвтвания наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.
  3. 3. Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы. Психологические особенности отношения каждого из детей к матери и отцу: со стороны матери ребёнок чувствует большее попустительство и формирование в нём акселерированных черт личности, взрослой позиции; со стороны отца А чувствует больший уровень критики к общему уровню психического развития. Таким образом, ребёнок отражает позицию матери, которая возлагает на него ответственность разделения её позиции, как на взрослого. Можно говорить о дихотомии в чувствах А: с одной стороны, ему, очевидно, нравится роль «взрослого», хотя соответствие этой роли увеличивает внутренний конфликт; с другой стороны, он испытывает нехватку поддержки от значимого взрослого, которым является мать, и, в качестве «взрослого» не претендует на поддержку.
  4. 4. Для того, чтобы корректно ответить на вопросы «В какой мере и как психологические особенности матери и отца влияют на поведение, эмоциональное состояние и психику детей?» и «С кем из родителей целесообразно определить дальнейшее проживание детей, исходя из их интересов и привязанностей?», следует проводить освидетельствование родителей: …. и … (ответ на 4 и 9 вопросы).
  5. 5. На момент освидетельствования специалистами выявлено явное нарушение «Закона иерархии» в семье со стороны матери …. Мать делая из А «взрослого», поручая ему «взрослые» обязанности и говоря ребенку: «Ты сейчас за папу», искажает семейную структуру, что в свою очередь привело к парентификации. Парентификация – семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями. Так бывает, когда страдающая после развода или в момент разлуки с супругом, чувствующая себя обессиленной житейскими сложностями мать делает ребенка (сына или дочь) своим советчиком, человеком, которому она поверяет свои тайны, свое бессилие, с которой она может быть слабой. Это  происходит с мальчиком, которого мать видит на месте отца, когда тот покидает семью, который вынужден стать рациональным, заботящемся о благополучии других раньше, чем созревает для этого. Такое поведение матери может влиять на психическое здоровье детей, и наносить вред их нравственном развитию.
  6. 6. Дети часто оказываются под психологическим давлением взрослых членов семьи и данный случай не является исключением, т.е., на детей оказывают психологическое давление со стороны обоих родителей.
  7. 7. Общение детей с отцом или с матерью может быть гармоничным и благоприятным, если корректно и соответственно законам развития гармоничной семьи воспитывать, развивать, защищать и обучать детей. В случае же семьи … мы наблюдаем конкуренцию между матерью и отцом, которое в свою очередь негативно влияет на психологическое состояние детей (ответ на 7 и 8 вопросы).

         Психолог                                                      ___________/ …/

Психолог                                                      ___________/ …/