Психологическое освидетельствование

 Заключение специалиста

по результатам психологического освидетельствования

несовершеннолетнего …., _._.199_ г.р.  

Несовершеннолетний …., _._.199_ г.р. был освидетельствован ведущим  психологом АНО «РМПЦ» … на основании запроса матери ….

Предметом освидетельствования является отношение несовершеннолетнего …., _._.199_ г.р., к обоим родителям, характер и структура межличностных отношений ко всем членам семьи …,   признаки психологического дискомфорта.

При проведении освидетельствования психолог опиралась на известное в психологии положение, об эмоциональной привязанности, которое понимается как переживание положительных эмоций от контактного взаимодействия; желательность непосредственных связей; стремление к систематическому общению; тревога в связи с угрозой уменьшения контактов. Такого рода переживания межличностных отношений рассматриваются как характерные при условии их относительной устойчивости во времени и относительной интенсивности по характеру переживания. Эмоциональное отвержение рассматривается как нежелательность контактов и переживание негативных эмоций при вынужденных контактах; стремление к разрыву фактических связей, к разотождествлению. В крайних вариантах эмоциональное отвержение понимается как стойкое, ярко выраженное неприятие любых характеристик отвергаемого лица с приписыванием ему однозначно негативных качеств и переживание при вынужденных контактах идиосинкразической симптоматики (т.е. возникновение состояний отвращения и истерических реакций).

Исследование психологического статуса …., во время освидетельствования:

…. _ ___ 199_ году родился в г. …. На сегодняшний день …., является учеником _ «А» класса средней школы №_. Несовершеннолетний …, _._.199_ г.р., имеет отца — …, мать – …, сестру – … в возрасте 19 лет, брата-близнеца ….

Несовершеннолетний …., _._.199_ г.р., легко вступает в контакт, общителен, проявляет интерес к выполнению предлагаемых психологом заданий, внимательно слушает инструкции психолога, на вопросы отвечает уверенно и развернуто, что говорит о высоком уровне социально-психологической адекватности. На момент освидетельствования вопросы, связанные с семьей в целом и отдельными членами семьи, в частности с фигурой отца, вызывали напряжение у …., _._.199_ г.р. На вопросы психолога с кем он живет, рассказал, что живет с мамой, с папой, с сестрой и с братом-близнецом. О каждом члене семьи …., _._.199_ г.р., рассказывал с волнением. …., особенно изменился внешне, когда рассказывал об отце …. На уточняющие вопросы об отце, несовершеннолетний …., отвечал долго, время на ответ существенно увеличивался, по сравнению с предыдущими вопросами, наблюдались вегетативные реакции в виде покраснения кожных покровов, легкого тремора рук и подергивания ноги, темп речи замедляется, при этом несовершеннолетний …., опускал глаза и  иногда отворачивался. Рассказал, что отец – …, избил ремнем за «двойку» несовершеннолетнего сына – …., _._.199_ г.р. На вопрос психолога: «Где работает отец?», ответил: «Не знаю, отец все время сидит дома за компьютером, все время играет в компьютер». На вопрос: «Ругал ли тебя папа?», отвечает: «Да, и еще избил ремнём, когда учился в _ классе за «двойку»». На дальнейшие вопросы психолога об отце отвечает: «Я боюсь отца, боюсь криков отца и боюсь получить «двойку»». С удовольствием рассказывает, о старшей сестре — …: «Я люблю ходить с сестрой в кинотеатр. … – моя сестра, учиться на переводчика в институте. Она хорошая и любит меня».  Несовершеннолетний …, удерживает смысл задаваемых вопросов, есть признаки подавленности эмоциональной сферы, признаки переживаемой травмы. Наблюдаются защитные механизмы, относящиеся к тематике семьи. Положительный эмоциональный фон, соответствующие экспрессии относятся к таким сюжетам семейной жизни, как времяпровождение с сестрой и с мамой; отрицательные эмоции связаны с актуальной ситуацией развода родителей, отношения отца к несовершеннолетнему …. На момент освидетельствования уровень интеллектуальных способностей у …., высокий. Испытывает незначительные трудности в ситуации утомления при работе с несколькими признаками одновременно. Опознание содержательных характеристик социальных ситуаций у …., адекватное, последовательность и логические связки событий – точные. Несовершеннолетний …, способен к оценке межличностных отношений, к открытому переживанию положительных и отрицательных связей и их обсуждению. Семейные кооперированные сюжеты сопровождаются неоднозначной оценкой, при этом у …,  наблюдаются вегетативные реакции, а также психолог отмечает увеличение латентного времени на ответ. О взаимоотношениях с братом-близнецом говорит скудно – с отрицательной оценкой; несовершеннолетний …, с легкостью переходит на рассказ о сестре, с которой сложились доброжелательные контакты — положительно оценивает эти взаимоотношения. Есть стремление к общению в больших группах, не конфликтен и не агрессивен, дружелюбен, нет стремления к уединению, отгороженности и изоляции. Может самостоятельно принимать решения, предприимчив и стремиться быть ведущим, а не ведомым,

На момент освидетельствования у несовершеннолетнего …, наблюдаются признаки эмоциональной травматизации связанные с родительской парой в целом, признаки эмоционального дистанцирования и  эмоционального отвержения от отца и брата-близнеца. Задания предъявленные психологом …, были поняты правильно. Решения о размещении персонажей на рисунке семьи и себя среди выбранных персон выполняет достаточно быстро, сопровождает выбор оценкой ситуации. Объяснения выборов адекватны. Наблюдается устойчивая и четкая дистанция связей с отцом и братом-близнецом, которых освидетельствуемый …, _._.199_ г.р., на рисунке поместил в отдельное пространство, тем самым выражая, связь с членами семьи в эмоционально значимых ситуациях тревоги, переживания трудностей строит с учетом актуального психоэмоционального состояния.

В ситуациях с отцом и матерью большее предпочтение отдает матери, испытывает близкие эмоциональные отношения по типу привязанности к матери. Прежде всего, психологическое принятие матери несовершеннолетний …, видят в относительно критическом подходе к нему. Освидетельствуемый испытывает необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимает ее мнение, соглашается с ней. В то же время …, не ждет от матери чрезмерного конформизма, и не «идет на поводу» интересов матери. Психолог отмечает просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты, которые оказываются достаточными для того, чтобы …, мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес.

На момент освидетельствования фигура отца не выбирается, как предпочитаемая. Результаты опросника: «Поведение родителей и отношение подростка к ним» показал, высокие баллы по шкале враждебности отца к сыну. В свою очередь это говорит о том, что жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Следовательно, …., _._.199_ г.р., постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности. Также, по данным опросника выявлены высокие баллы по шкале непоследовательности, отношения отца к сыну, т.е., к … _._.199_ г.р. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие: подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Непоследовательность же в проведении линии воспитания у отца …., оценивает как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Об отце …., говорит: «не знаю, почему так он меня наказывает, он может за пустяк меня сначала побить, а потом подойдет и обнимет. Не понимаю его. Я боюсь отца».

В проективной методике «Рисунок семьи», …., поделил семью на две зоны: зона в которой расположил мать, сестру и себя выполнена цветными карандашами, а зона отведенная для брата и отца выполнена  простым карандашом. Рассказ о рисунке …., начинает с описания той части листа на которой изображен он сам: «это я, моя сестра и мама, мы гуляем и весело проводим время. А это мой брат — он злой и с компьютером в руке. Они с папой сидят в комнате. Папа как всегда играет в компьютер». На момент освидетельствования по данным рисунка выявлены такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству характерные брату-близнецу …. Со слов нсовершеннолетнего ….: «брат недолюбливает мать и поэтому больше общается с отцом». На рисунке членов семьи изображенных  на одном листе бумаги, но не занятых выполнением общего дела. Одна часть семьи на прогулке – это по описанию …, а другая часть семьи – в составе отец и … находятся в комнате, где каждый занят своим делом. Все члены семьи находятся на расстоянии друг от друга и не контактируют друг с другом. Следует отметить, что в целом это изображение семьи связано с реальным положением в семье и отражает актуальную ситуацию развода родителей.

Выводы:

  1. 1. Результаты освидетельствования показали, что несовершеннолетний …, _._.199_ г.р., испытывает эмоциональное отвержение к отцу – … и испытывает эмоциональную привязанность к матери …
  2. 2. Освидетельствование несовершеннолетнего …, _._.199_ г.р., показало, что взаимоотношения с отцом является эмоционально напряженными и психотравмирующими.
  3. 3. На момент проведения психологического освидетельствования у …, _._.199_г.р., наблюдается подавленное эмоциональное состояние и высокий уровень тревожности за происходящее.
  4. 4. Результаты диагностического интервью показали, что …, _._.199_ г.р., находиться в подавленном эмоциональном состоянии на момент развода родителей.
  5. 5. Гипотетически определить, является в настоящий момент психологический климат в семье … благоприятным для физического и нравственного развития несовершеннолетнего …., _._.199_ г.р., предоставляется возможным. Эмоционально напряженными сферами и наиболее не защищаемыми являются: личная территория, отношение к …., нереализованные возможности, страхи, опасения, отношение к будущему – все это связанно с тем напряженным психологическим климатом в семье. Семья и родственные отношения выступают для …., _._.199_ г.р., как значимые, но с признаками психологической травматизации, связанной с утратой эмоциональных опор со стороны брата-близнеца и отца. Наблюдаются признаки отгороженности от некоторых членов семьи и  переживание отсутствия эмоциональной близости. Для того, чтобы в полной мере ответить на данный вопрос следует провести  освидетельствование всех членов семьи.
  6. 6.     На основании психологического освидетельствования полагаем, что  при разводе родителей наиболее комфортным местом жительства несовершеннолетнего … , _._.199_ г.р., будет с матерью …. соответственно его системе отношений, привязанностей и интересов.

Психолог                                                                                 …