В каком порядке недееспособный гражданин может быть выписан из психоневрологического интерната?

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен предусмотренный ст.44 Закона о психиатрической помощи порядок выписки недееспособных граждан  из психоневрологических учреждений для социального обеспечения.

Порядок  выписки недееспособного лица из ПНИ определяется в зависимости от его психического состояния и способности к волеизъявлению. Выписка производится:

1) по  личному заявлению лица, признанного недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (абзац второй ч.2 ст.44);

2) по заявлению законного представителя недееспособного лица, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (абзац четвертый ч.2 ст.44 Закона).

1. Выписка недееспособного лица по его личному заявлению. Ранее ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи не допускала не только права недееспособного на подачу подобного заявления, но и самой возможности лица, лишенного дееспособности, в принципе проживать самостоятельно. Изменив порядок выписки недееспособных граждан из ПНИ, законодатель тем самым внес существенные коррективы в правовой статус недееспособного гражданина, признав за ним конституционное право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ) без необходимости учета мнения его законного представителя и органа опеки и попечительства.

Несмотря на всю позитивность таких новаций, процедура выписки из ПНИ по  основанию, предусмотренному абзацем вторым ч.2 ст.44 Закона, должным образом не урегулирована и не обеспечивает недееспособному лицу реализацию заложенных в основу этих новаций конституционных принципов. Не ясно, что понимается в законе под возможностью недееспособного лица проживать самостоятельно: идет ли речь о возможности такого лица проживать одному с перспективой восстановления дееспособности, в семье или совместно с опекуном. Не ясно, какими критериями должна руководствоваться врачебная комиссия: должна ли она оценивать перспективы проживания лица с конкретными лицами и в конкретных условиях  (в плане удовлетворения нужд и интересов такого лица) или комиссия может ограничиться ответом на вопрос о возможности лица по своему психическому состоянию проживать вне специализированного учреждения  социального обеспечения без рассмотрения возможности применения к лицу  менее ограничительных мер, например, в виде полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг на дому и т.д.

В этой норме не прописано, кем и на каком этапе при положительном заключении врачебной комиссии будет рассматриваться вопрос о кандидатуре опекуна и о его назначении для выписываемого недееспособного лица. Поскольку эти вопросы законодательством не урегулированы,  очевидно, их предстоит решать органам опеки уже по прибытии недееспособного лица по новому месту жительства. По нашему мнению, о выписке недееспособного лица  администрация ПНИ должна заблаговременно известить орган опеки  как по месту нахождения ПНИ, так и по месту предполагаемого жительства недееспособного.

Не определено в законе, вправе ли недееспособное лицо оспорить (в т.ч. во вне судебном порядке) заключение врачебной комиссии  о его неспособности  проживать самостоятельно. Невозможность подвергнуть проверке заключение врачей сводит на нет предоставленное   недееспособному лицу право покинуть стены интерната по личному заявлению. Недееспособный гражданин, как следует из п.3 ч.1 ст.135 и абзаца третьего ст.222 ГПК РФ, лишен права обжаловать действия (бездействие) администрации ПНИ и других физических и юридических лиц в судебном порядке.

Важным в этой связи является вывод, сделанный Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 2008 г. № 612-О-П по жалобе Тимченко. Отсутствие положительного заключения врачебной комиссии о возможности дееспособного лица проживать самостоятельно само по себе не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в т.ч. права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Оно не может применяться в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решение врачебной комиссии о невозможности проживать самостоятельно и решение органов социальной защиты об отказе в постановке на очередь на получение жилья могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Хотя данная правовая позиция сформулирована Конституционным судом по жалобе дееспособного лица,  право каждого на судебную защиту носит универсальный характер. Как указывается в  Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова, право на судебную защиту выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (ст.46 Конституции РФ) и в силу ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежит ограничению. Конституционный Суд признал, что принудительное помещение недееспособных лиц в ПНИ представляет собой ограничение их конституционных прав, в т.ч. права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, и должно осуществляться в судебном порядке.

Как мы уже указывали, судебный контроль должен быть предусмотрен не только за помещением недееспособного лица в интернат, но и за обоснованностью его пребывания в данном учреждении.

2. Выписка недееспособного лица по заявлению его законного представителя. Применительно к вопросу о порядке выписки недееспособного лица по заявлению его законного представителя (абзац четвертым ч.2 ст.44 Закона) важно иметь в виду, что  закон теперь позволяет опекуну забрать подопечного из интерната, даже если опекун сам лично не сможет по тем или иным причинам осуществлять за подопечным уход. Главное, чтобы опекун изыскал возможность обеспечить осуществление необходимого ухода, возможно с помощью третьих лиц.

Следует обратить внимание также и на другое юридически значимое обстоятельство. Как в прежней, так и в новой редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи в качестве подателя заявления и лица, обязующегося осуществлять уход за недееспособным гражданином, указывается его законный представитель. Вместе с тем, известно, что  функции законного представителя недееспособного лица, помещенного в ПНИ, как правило, переходят от его опекуна  (физического лица) администрации интерната. Недееспособным лицам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в ПНИ, опекуны вообще не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов в соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ и ч.5 ст.11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» возлагается в этом случае на ПНИ.

В связи с этим возникает вопрос: как  должна реализовываться норма о выписке из ПНИ недееспособного лица по заявлению его законного представителя, если функции законного представителя выполняет сам интернат, а опекуны у подавляющего числа недееспособных лиц, проживающих в интернате, отсутствуют?

В прежней редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи ситуация в определенной мере смягчалась тем фактом, что недееспособный гражданин мог быть выписан по заявлению не только законного представителя, но и родственников, гарантировавших осуществление за ним ухода. В новой редакции этой нормы родственники исключены из числа возможных заявителей.

Данное противоречие в Законе не должно, разумеется, загонять в тупик решение судьбы недееспособного гражданина, о котором то или иное лицо обязуется позаботиться за пределами интерната. Закон не мешает родственнику недееспособного (иному лицу) подать заявление в орган опеки, на территории которого расположен ПНИ, с просьбой о назначении его в качестве опекуна с обоснованием того, что передача опекунских функций будет соответствовать интересам подопечного (ст.39 ГК РФ).

Такой подход закреплен, например, в Положении о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания  города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. №  215-ПП. В нем предусматривается в качестве основания для выписки из ПНИ заявление гражданина, претендующего на опеку над недееспособным  гражданином, о возможности обеспечить ему необходимый уход и надлежащие условия проживания. Согласно документу выписка из ПНИ недееспособных граждан  производится на основании решения органа опеки и попечительства (по месту их будущего проживания) о назначении опекуна и гарантиях обеспечения им необходимого ухода и наблюдения.

Многое, безусловно,  зависит от гибкости позиции администрации ПНИ, от неформального подхода  врачебных комиссий и органов опеки, заключения и решения  которых могут быть оспорены в суде заинтересованными лицами.