Заключение специалиста (по результатам психологического освидетельствования)

Заключение  специалиста №_

(по результатам психологического освидетельствования)

…, 200_ года рождения

         Проведено на основании ч 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению …, законного представителя …  с просьбой выявления особенностей представления об отношении к отцу –  ….

Дата проведения: _ ______ 201_ года с 14.00 до 15.45

Место проведения:

По результатам проведенного освидетельствования, психологом составлено  заключение  специалиста.

Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.

Специалист, проводивший  психологическое освидетельствование:

… – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.

Цель психологического освидетельствования:

Исследования особенностей  представлений об отце, и особенностей взаимодействия с ним.

Задачи:

1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к отцу.

3. Определить особенности представления об отце ребенка.

Методы:

  • Первичная беседа по сбору анамнеза
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Проективные методы
  • Клиническая беседа с ребенком

Структура психологического исследования:

1 этап (подготовительный)

На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.

На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.

2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):

Второй этап  (проведение исследования) включал предъявление  батареи методик  в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.

3 этап (подготовка заключения):

На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.

Содержание диагностической программы психологического исследования:

методики, предлагаемые … 

№ п/п

Название методики

Цель использования

1.

Тест « Рисунок семьи»

Позволяет выяснить эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ребенком этих отношений
2. Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой  Позволяет исследовать отношение ребенка к взрослым и детям.
3.  Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении.
4.
Методика определения самооценки «Лесенка»

 

Позволяет определить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
5.. Тест « Страхи в домиках» А.И Захарова  Позволяет диагностировать количество и особенности содержания страхов у детей
6. Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан Позволяет исследовать эмоционально-ценностного отношения к  себе  у детей

 

 Заключение  специалиста по результатам психологического освидетельствования:

В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:

1. Тест « Рисунок семьи»

Девочка находится  в положительном эмоциональном состоянии, настроении хорошее,  идет на контакт и разговаривает, рассказывает о себе.

На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) мама, бабушка, дедушка, …. Рисунок яркий и красочный. Присутствуют основные цвета и оттенки (более 10 цветов). Рисунок занимает большую часть листа.

Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: мама, бабушка и дедушка. В процессе рисования девочка проявляет позитивные эмоции, рассказывает детали жизни близких людей, которых рисует.

Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это мама. Так же этот член семьи обладает большей властью по сравнению с другими членами семьи. Мама самый эмоционально близкий девочке человек. Несмотря на это можем отметить наличие  идентификация у девочки  с бабушкой и дедушкой.

Папа на рисунке отсутствует. В ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание об отце.

2. Социометрическая проба «День рождение»

Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют подруги из класса и мама, бабушка и дедушка. На сегодняшний день значимая среда общения – это одноклассника, половое преобладание в общении принадлежит девочкам, что соответствует возрасту.

Папа в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о нем не выявлены.

3. Социометрический опросник.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: мама, бабушка, дедушка и одноклассников. Необходимо отметить высокую значимость матери  в реализации потребности в общении, также близкие люди принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это мама, бабушка и дедушка, с другой стороны одноклассники.

В ответах на вопросы упоминание об отце отсутствует.

4. Методика определение самооценки «Лесенка»

Полученные результаты говорят о завышенной самооценке ребенка, при этом самооценка девочки совпадает с представлениями об оценке … мамой. Также в представлениях девочки оценка ее достижений отцом ниже, нежели оценка этих же достижений самим ребенком. В представлениях ребенка отец ее оценивает хуже, чем она сама себя.

5. Тест «Страхи в домиках»

У ребенка выявлено наличие 14 страхов их 29, заданных методикой. Полученные результаты  говорят о наличие возрастных страхов – страх опоздать в школу, порицания, сделать, что–нибудь не так, магические представления. Так же присутствуют страхи, соответствующие более раннему этапу онтогенеза – страх темноты, страх перед тем как заснуть, остаться в чужом помещении. В ответах на вопросы присутствует упоминание об отце, которое связано со страхом наказания (в виде запрета на прогулку).

6. Методика «Нарисуй себя»

На рисунке отмечается наличие дополнительных деталей – подробная прорисовка, «разукрашивание» – свидетельствующие о позитивном отношении к рисуемому персонажу, то есть к себе. Так же отмечается изображение в движении, что говорит об активном, творческом отношение к действительности. У девочки отмечается позитивное отношение к себе и наличие завышенной самооценки.

Выводы:

В ходе освидетельствования у ….  не было выявлено представлений об отце как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания об отце связаны с порицанием и наказанием.

При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют, только мама, бабушка и дедушка.

 

Психолог                                                                                                         …

кандидат психологических наук, доцент