Аналитическая справка
Аналитическая справка № _, по гражданскому делу ДРО (детско-родительских отношений) об определении регламента общения отца …., с несовершеннолетним ребенком, …. _._.201_ года рождения.
Анализ был проведен _._.201_г.
На анализ были предоставлены материалы гражданского дела по исковому заявлению …., к …., о регламенте общения с несовершеннолетним ребенком и встречному исковому заявлению … к …., об изменении порядка общения с несовершеннолетним ребенком:
- 01 – начальные документы и исковое заявление;
- 02 – определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения от _ __ 201_ года;
- 03 – ходатайство от _._.201_;
- 04 – справка-заключение специалиста от _._.201_ года (медицинского психолога высшей аттестационной категории, ….) об освидетельствовании …. _._.201_ г.р.;
- 05 – справка-заключение специалиста от _._.201_ года (медицинского психолога высшей аттестационной категории, …..) о повторном освидетельствовании …. _._.201_ г.р.;
- 06 – сканированный документ: выписка из медицинской книжки по хронологии наблюдений медицинского психолога от _._.201_г;
- 07 — сканированный документ: выписка из медицинской книжки по хронологии наблюдений медицинского психолога от _._.201_г;
- 08 — сканированный документ – выписка из медицинской книжки по хронологии наблюдений медицинского психолога от _._.201_г;
Члены семьи:
Отец: … _._.19_г.р.
Мать: … _._.19_г.р.
Сын: … _._.20_г.р.
Актуальное состояние:
На момент составления аналитической справки выяснилось, что был нарушен график общения отца, … с несовершеннолетним сыном … _._.20_г.р., утвержденный мировым соглашением по настоящему гражданскому делу от _ __ 201_ года. …., по уже согласованному графику _ __ 201_ года поехал за несовершеннолетним сыном … _._.20_г.р.. Мать несовершеннолетнего ребенка …. без объяснения причины отказалась соблюдать график общения …., с несовершеннолетним сыном … _._.20_г.р., утвержденным мировым соглашением от _ __ 201_ года. Далее …., _ ___ 201_ года попытался еще раз забрать несовершеннолетнего сына … _._.20_г.р.., и в очередной раз получил отказ со стороны матери несовершеннолетнего сына … _._.20_г.р..
Запрос: Влияет ли негативно на несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р., нарушение и несоблюдение регламента общения с отцом …, установленного мировым соглашением от _ __ 201_ года.
Комментарии:
В соответствии со ст. 55 Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 года Права ребенка на общение с родителями и другими родственниками[1]:
- Право ребёнка на общение с отцом и матерью, сёстрами и братьями, бабушкой и дедушкой, а также прочими родственниками. Согласно Ст. 55 Семейного кодекса РФ, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, не должно быть нарушено в случае развода родителей, признания их брака недействительным или их раздельного проживания. С каждым из вышеперечисленных родственников ребёнок имеет право общаться без ограничений, даже если родители и другие родственники проживают в других государствах.
- Если ребёнок оказывается в экстремальной ситуации, порядок его общения с родителями и другими родственниками устанавливается законом.
- Для воспитания ребёнка чрезвычайно важным является общение с близкими родственниками. Пункт 1 Ст. 55 Семейного кодекса РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками гласит, что несовершеннолетний ребёнок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками. Разрыв семейной связи, раздельное проживание родителей, проживание ребёнка с бабушкой и дедушкой либо в государственном учреждении не должны становиться препятствием к общению с любым из родителей. Лишь асоциальное поведение или хронические болезни родителя (алкоголизм, наркомания, туберкулёз и т.п.) могут стать причиной для отказа в общении или запрещении общения на время (п.3 ст.150). Присуще ли асоциальное поведение или наблюдаются ли хронические болезни у … _._.19_г.р.., не было диагностировано. Для объективности и истинности оценки происходящего нужны обоснования и аргументы, соответствующие психологической исследовательской практике и отвечающие критериям индивидуально-психологической структуре личности … _._.19_г.р.
- Закон (ст.66, 67 СК) предусматривает для ребёнка право на общение с тем родителем, который проживает отдельно (см. комментарий к указанным выше статьям).
- Статья 56 СК предусматривает также для ребёнка возможность защищать своё право на общение (см. комментарий к указанной статье).
- Более трудной представляется реализация ребёнком права на общение с родителями, если они проживают в разных государствах.
Из материалов настоящего гражданского дела нам известно, что несовершеннолетний ребенок …., проживает с матерью …С., в г. …. …. области, а отец несовершеннолетнего ребенка …., проживает отдельно в г. ….. Руководствуясь ст. 55 Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 года ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками. В рамках настоящего гражданского дела мы наблюдаем нарушение прав несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р., на общение с отцом ….
Из материалов настоящего гражданского дела видно, что были произведены две психологические экспертизы с целью выявления клинико-психологической характеристики … _._.20_г.р., характеристики уровня взаимоотношений … _._.20_г.р., с …. (мамой) и оценки текущего психоэмоционального состояния ребенка (медико-психологическая характеристика ребенка-пациента по рекомендациям министерства здравоохранения РФ) по двум диагностическим осям: анализ аномальных психосоциальных обстоятельств и общая оценка психосоциальной продуктивности ребенка. Обращаем внимание на то, что данная форма проведения экспертизы является односторонней и имеет свои существенные недостатки. Для полного и достоверного рассмотрения проблемы рекомендуется проводить судебно-психологическую экспертизу с целью исследования ДРО (детско-родительских отношений), в рамках которой проходят психологическую диагностику все члены семьи.
Далее, стоит обратить внимание на использованный медицинским психологом, психодиагностический материал, который имеет такой критерий как соответствие возрасту. В выписке из медицинской книжки по хронологии наблюдений медицинского психолога от _._.201_ г. написано, что психолог использовала такую методику как тест «Люшера». Возникает вопрос: соблюдает ли медицинский психолог такой критерий психодиагностики, как валидность? Мы ссылаемся на авторитетное мнение Соломина И.Л., который многократно в своей психологической практике использовал тест «Люшера». Соломин И.Л. пишет в статье, опубликованной в Психологической газете, №2/53, февраль, 2000, следующее: «Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует. Мне известны случаи использования теста Люшера при исследовании детей дошкольного возраста. Однако валидность Люшера при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрасте представляется мне достаточно высокой. Ошибки могут быть вызваны неправильным пониманием или выполнением инструкции маленькими детьми, ситуационно обусловленными реакциями, недостаточной сформированностью познавательной сферы и произвольных действий, нестабильностью эмоционального состояния. Поэтому следует быть осторожными при анализе результатов, полученных с помощью теста Люшера на дошкольниках».[2]
Из материалов настоящего гражданского дела нам известно, что медицинский психолог использовала такую проективную методику как Тематический апперцептивный тест. Цель данной методики нам ясна, но считаем, что данная методика использована без учета требований к возрасту. Данную методику проводят с детьми от 3 лет. На момент психодиагностики несовершеннолетнему … _._.20_г.р., не исполнилось 3 лет, а если быть еще точнее, то _._.201_ года …., было 2 года и 7 месяцев. Следовательно, данная методика использована нецелесообразно и соответственно выводы, сделанные на её основании, являются недостоверными.
Наиболее эффективным методом диагностики детей до 3 лет является метод наблюдения, с помощью которого психолог регистрирует реальное поведение ребенка. В классической психологической литературе есть описание психоэмоционального состояния и психосоциального статуса детей в раннем возрасте. Данный возраст отличается характерными признаками, которые наблюдаются и у … _._.20_г.р.. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, «в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с которым ребенок манипулирует. Это явление исключительное, оно наблюдается только в конце младенческого возраста. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: «Коля-папа». Таким образом перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым. Социальная ситуация таким образом начинает распадаться. Роль взрослого возрастает в глазах ребенка. Взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия».[3] В справке-заключении медицинского психолога от _._. 201_ года есть описание поведения несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р., со своим отцом …., где продемонстрировано доверие и взаимопонимание между двумя членами семьи. Описания дают возможность сделать следующий вывод: …. воспринимается несовершеннолетним ребенком …, как носитель образцов человеческого действия.
Вывод:
На несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р., нарушение и несоблюдение регламента общения с отцом …., установленного мировым соглашением от _ ____ 201_ года влияет негативно. …. (отец) воспринимается несовершеннолетним ребенком …., как носитель образцов человеческого действия. Тем самым, не рекомендовано ограничивать общение несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р.., с отцом ….
Опираясь, на закон РФ о Семейном кодексе и на знания в области социально-психологического развития несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р., настоятельно рекомендую в целях сохранения и улучшения его психического здоровья не ограничивать в социально-психологической свободе несовершеннолетнего ребенка … _._.20_г.р..
Психолог …
[1] Семейный кодекс Российской Федерации 08.12.1995 года. Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей. Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
[2] Соломин И.Л. По ту сторону теста Люшера. / Психологическая газета, №2/53, февраль, 2000.
[3] Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование»