Заключение специалиста № _ (по результатам психологического освидетельствования)
«_» _ 201_ г. г. Москва
Заключение специалиста № _
(по результатам психологического освидетельствования)
…. _._.20_ года рождения
Проведено на основании ч. 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению законного представителя …. с просьбой выявления особенностей представления об отношении …. к матери – …
Дата проведения: _ __ 201_года 15.20 до 16.50
Место проведения: …
По результатам проведенной экспертизы, психологом составлено заключение специалиста.
Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.
Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:
…. – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.
Цель психологического освидетельствования:
Исследования особенностей представлений о матери, и особенностей взаимодействия с ней.
Задачи:
1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к матери.
3. Определить особенности представления о матери ребенка.
Методы:
- Первичная беседа по сбору анамнеза
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы
- Клиническая беседа с ребенком
Структура психологического исследования:
1 этап (подготовительный)
На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.
На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.
2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):
Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.
3 этап (подготовка заключения):
На третьем этапе психологического освидетельствования, была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.
Содержание диагностической программы психологической экспертизы:
методики, предлагаемые ……
№ п/п | Название методики | Цель использования | ||
1. | Тест « Рисунок семьи» | Позволяет выяснить эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ребенком этих отношений | ||
2. | Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой | Позволяет исследовать отношение ребенка к взрослым и детям. | ||
3. | Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой | Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении. | ||
4. |
| Позволяет определить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. |
Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:
В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:
1. Тест « Рисунок семьи»
Девочка находится в положительном эмоциональном состоянии, немного стесняется, застенчива, после показа рисунков, входящих в диагностический блок идет на контакт и разговаривает, интересуется, что будем делать.
На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) папа, сам ребенок, няня и брат. Далее рисует большой дом, упоминает, что этот дом очень красивый и хороший. В окнах дома рисует бабушку и дедушку. Рисунок выполнен в четырех цветах.( девочка и няня выполнены одним розовым цветом, папа и брат остальным цветами; дом, в котором живут бабушка и дедушка, а так же люди выполнен розовым цветом). Рисунок расположен по центру, большого размера. Фигуры крупные, яркие.
Для ребенка характерно восприятие семьи как нуклеарной. [i] (при этом роль мамы отводится няне).
Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: это отец и няня. В процессе рисования девочка очень старается нарисовать папу, просит помощи у психолога, так как не знает, как рисовать красивые брюки. Проявляет заинтересованность в качестве полученного результата, очень старается, чтобы получилось красиво – «Это мой папа», констатирует результат работы. Няне украшает платье цветами (единственная одежда на рисунке с узорами).
Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это папа и няня. Няня эмоционально ближе к девочке. Няня и папа обладают большей властью по сравнению с братом , бабушкой и дедушкой и самой девочкой.
В беседе к рисунку, выявляется еще большее расширение семьи ( только за счет родственников). Самыми любимы членами семьи, являются бабушка няня. Мама на рисунке отсутствует. В дополнительных ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание о матери.
2. Социометрическая проба «День рождение»
Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют как родственники, няня так и дети из двора. Так же на рисунке присутствует отец. Самые эмоционально близкие и значимые люди для девочки – няня и бабушка.
На сегодняшний день значимая среда общения – это и семья, и дети. Мама в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о ней не выявлены.
3. Социометрический опросник.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: няня, бабушка, дедушка и родственники, а так же детей. Самую высокую значимость в реализации потребности в общении имеют дети и сиблинг,также няня и бабушка принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Доминанта в общении отводится детям. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это взрослые родственники, с другой стороны дети (как сиблинги так и дети не связанные друг с другом родственными связями).
В ответах на вопросы упоминание о матери отсутствует.
4. Методика определение самооценки «Лесенка»
Полученные результаты говорят о завышенной самооценки ребенка.
Выводы:
В ходе освидетельствования у …, 20_ г.р. не было выявлено представлений о матери как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания о матери отсутствуют в речи ребенка. При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют близкие и дальние родственники, сиблинг и дети, близких родственником
[i]семья, состоящая из родителей и детей.
[ii]Родные братья и сестры
Психолог
Кандидат психологических наук, доцент ……