Заключение специалиста

Заключение  специалиста  (анализ) №____

              на протоколы  допроса  несовершеннолетнего  потерпевшего

На основании запроса адвоката  …., представляющего интересы  ….  по ордеру №_ от _._._ года  в уголовном деле №___, в котором содержится просьба оценить истинность и самостоятельность  изложения событий потерпевшим ….  в протоколе допросов от _ ____ 201_ г., в   протоколе  допросов от _ ___ 201_ г.,  и протоколе очной ставки от _ ____ 201_ г.,  проведённым  следователем по ОВД по  г. ….  …..

На изучение специалиста представлены следующие документы:

  1.  Копия протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего …. от _ ___ 201_ года, проведенного следователем отдела по расследованию … ОВД СУ по …. ГСУ следственного комитета Российской Федерации по г. …. старшим лейтенантом юстиции …..
  2. Копия протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего …. от _ __ 201_ года, проведенного следователем отдела по расследованию ОВД СУ по … ГСУ следственного комитета Российской Федерации по г. … старшим лейтенантом юстиции ….
  3. Копия протокола очной ставки между потерпевшим … и свидетелем … от _ ___ 201_ года, проведенного следователем отдела по расследованию ОВД СУ по … ГСУ следственного комитета Российской Федерации по г. … старшим лейтенантом юстиции …

Анализ речи потерпевшего …, зафиксированный в протоколе  от _ __ 201_ года содержит большое количество перечисленных объектов окружающей действительности, отмеченных на пути передвижения к дому обвиняемого.  Объекты фиксируются с большой  частотой, при этом в речи отражаются   как содержательные, так и описательные характеристики предметов. Такое изложение событий не характерно для подросткового возраста (именно к данному отрезку онтогенеза относится возраст …. «Характерная черта внимания — его специфическая избирательность (интересные дела увлекают ребенка, и они могут сосредоточится на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становится причиной непроизвольного переключения внимания.»[1] Количество предметов, подробно и в деталях описанный их внешний вид, расположение предметов в пространстве относительно друг друга и потерпевшего. Такого рода описание не является характерным для мальчика подросткового возраста… «Реально в письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения. .. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. …феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость.» [2] Перечисленные по пути следования объекты, которые называет потерпевший (магазин дети, центр хюндай, трансформаторная  будка, школа), не являются рядоположенными, что не характерно для восприятия подростка (у них восприятие избирательно). Таким образом, либо потерпевший обладает специфическими, не характерными для подросткового возраста особенностями восприятия, памяти и мышления; либо изложенная информация представляет собой хорошо заученный текст, составленный кем-то другим.

Так же  сравнительный анализ допроса потерпевшего от _ ___ 201_ года и анализ очной ставки с обвиняемым от _ ___ 201_  показывает, что … материал излагается по  разному. Строй речи и грамматическая конструкция предложения — в одном случае речь состоит из простых предложений, описательные характеристики практически отсутствуют, описание событий строится на основании последовательного называния совершенных действий; в другом – распространенные и сложно сочиненные предложения, в которых присутствуют причастные и деепричастные обороты,  в большом количестве представлены описательные характеристики (прилагательные и наречия), отражающие особенности как внешнего вида этих предметов, так и их содержательные характеристики,  употребляемые части речи.

Исходя  из вышесказанного, представляется необходимым:

  1. Провести лингвистическую экспертизу протоков допросов на предмет их согласованности и соответствия друг другу
  2. Провести лингвистическую экспертизу особенностей построения монологического высказывания потерпевшего
  3. Провести психологическую экспертизу, позволяющую оценить личностные особенности и специфику познавательных процессов потерпевшего.

Психолог,

Кандидат психологических наук                                                 …..



[1] А. Реан  «Психология Подростка», СПб, 2007

[2]  В. Мухина . Возрастная психология. Феноменология развития. М.,1999 г.