Заключение по данным психологического освидетельствования.
Специалист АНО «Региональный Медико-Правовой Центр» в области детской психологии провел психологическое освидетельствование несовершеннолетнего и заключил, что присутствует у ФИО высокий уровень развития познавательных процессов и тревожности, в связи с чем эмоционально тяжело переживает факт раздельного проживания родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического освидетельствования
Фамилия Имя Отчество «__» месяц 20** года рождения
Проведено на основании ч 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению ФИО, законного представителя ФИО, с просьбой оценить ее психологическое состояние.
Дата проведения: «__» месяц 2014 года 16.00 до 18.00
Место проведения: г. Москва, ул. Генерала Белова, д. 26, офис 920
По результатам проведенного освидетельствования, психологом составлено заключение специалиста.
На разрешение освидетельствования поставлены вопросы:
- Определить уровень и особенности развития ФИО.
- Определить опосредованное отношение ФИО к каждому из членов семьи.
- Может ли оказать негативное влияние на психическое развитие освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие регулярного общения ФИО с ФИО в семейной обстановке при отсутствии ФИО?
- Может ли оказать негативное влияние на психическое развитие освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие личных *** отношений ФИО с ФИО?
- Отразится ли негативным образом на психологическом состоянии освидетельствуемого ФИО визуальное восприятие личных *** отношений ФИО с ФИО?
Список использованной литературы:
- 1. Закон РФ от 02.07.1992 №3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- 2. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления: В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания.
- 3. Холлик М., Коннели К. Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии.
- 4. Б.С. Волков, Н.В. Волкова.Детская психология. От рождения до школы. СПб,2006
Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту законного представителем ФИО, ФИО.
Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:
ФИО – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.
Цель психологического освидетельствования:
Исследования особенностей развития ФИО, особенностей состояния эмоциональной сферы, опосредованного отношения к членам семьи.
Задачи:
1. Определить опосредованное отношение и привязанность ФИО к матери и отцу
2. Определить особенности развития ФИО.
3. Определить особенности эмоциональной сферы ФИО, наличие психологических травм.
Методы:
- Первичная беседа по сбору анамнеза
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы
- Клиническая беседа с ФИО
Структура психологического исследования:
1 этап (подготовительный)
На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.
На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.
2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):
Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.
3 этап (подготовка заключения):
На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.
Содержание диагностической программы психологического исследования:
методики, предлагаемые Фамилия Имя Отчество.
№ п/п | Название методики | Цель использования | ||
1. | Тест « Рисунок семьи» | Позволяет выяснить эмоциональное состояние ФИО, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ФИО этих отношений | ||
2. | Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой | Позволяет исследовать отношение ФИО к взрослым и детям. | ||
3. | Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой | Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении. | ||
4. |
| Позволяет провести диагностику эмоциональных процессов. Позволяет диагностировать количество и особенности содержания страхов у детей. | ||
5. | Тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) | Позволяет определить уровень ситуативной тревожности. | ||
6. | Методика Павловой Н.Н.,Л.Г.Руденко | Позволяет определить развитие психических процессов у детей дошкольного возраста. |
Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:
В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:
1. Тест « Рисунок семьи»
ФИО находится в положительном эмоциональном состоянии, общительная. Начинает самостоятельно рассказывать о себе, много улыбается.
На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) сам, мама и папа. Рисунок расположен по центру, большого размера. Фигуры крупные, яркие. В рисунке использует только один цвет. Для ФИО характерно восприятие семьи как нуклеарной (*)
Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ФИО: это мать и отец. В процессе рисования ФИО очень старается нарисовать маму, украшает одежду мамы и свою одинаковыми аксессуарами. ФИО с мамой держаться за руки. Потом рисует папу, украшает одежду галстуком. Проявляет заинтересованность в качестве полученного результата, очень старается, чтобы получилось красиво. Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это мама и отец. Мама эмоционально ближе к ФИО.
В беседе к рисунку выявляется еще большее расширение семьи (только за счет родственников). Самыми любимы членами семьи являются мама и папа.
В дополнительных ответах на вопросы беседы по рисунку и ситуации в семье выявляется повышенная тревожность ФИО. Девочка упоминает наличие «ФИО»(**) у мамы и что «ФИО теперь не ее»(**) что приводит ФИО в состояние высокой тревожности и уныния. В этом моменте возникает сильная невротизация (ФИО закусывает губы, глаза наполняются слезами).
Таким образом, можно отметить об эмоциональной близости с матерью и отцом у ФИО, состояние эмоциональной тревожности и невротизации при упоминании чужих людей, попадающих в близкое окружение.
2. Социометрическая проба «День рождение»
Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ФИО развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым ФИО отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют как родственники (мама, папа и бабушка), друзья из коллектива и руководитель. Самые значимые люди для ФИО – подруги и друзья. Мама и папа располагаются ФИО вместе.
На сегодняшний день значимая среда общения – это и семья, и друзья.
3. Социометрический опросник.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: мама, папа и бабушка Л**, а так же друзей. Самую высокую значимость в реализации потребности в общении имеют друзья и мама, также папа и бабушка принимают активное участие в жизнедеятельности ФИО. Доминанта в общении отводится друзьям. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это взрослые родственники, с другой стороны подруги и друзья.
4. Тест «Страхи в домиках»
У ФИО выявлено наличие 13 страхов из 29, заданных методикой. Полученные результаты говорят о наличие возрастных страхов – страх смерти, страх смерти родителей, крови, высоты, неожиданных звуков, темноты… Количество страхов превышает нормативное количество по выборке детей данного возраста.
5. Тест Тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен)
Девочка имеет средне — высокий уровень тревожности. Делает эмоционально – отрицательный выбор в ситуациях, несущих негатив или угрозу, так же выбирает отрицательной эмоцией ситуации нейтрального характера.
6. Диагностика умственного развития ребенка по комплексу диагностических методик Павловой Н.Н., Л.Г.Руденко
ФИО находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении радостное — много улыбается и разговаривает, не капризничает. Знает правила, которые регулируют отношения людей, ориентируется на нравственные нормы. Умеет делать самостоятельный выбор, проявляет самостоятельность, настойчива в своих желаниях. В процессе совместной деятельности принимает помощь чужого взрослого, очень быстро переносит новый навык в самостоятельную деятельность. Ознакомление с окружающей средой имеет высоко выраженный познавательный характер. Наглядно-действенное и наглядно – образное мышление развито в соответствии с возрастом.
Методика Павловой
Протокол обследования
Фамилия, имя пациента Фамилия Имя Отчество
Дата рождения «__» месяц 20**
Дата обследования «__» месяц 2014
Возраст на момент обследования ** года **месяцев
Субътест 1 . Коробка форм
ФИО выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями. Достигая положительного результата, улыбается. | 2 |
Субътест 2. Покажи и назови
ФИО правильно ответил на все вопросы | 2 |
Субътест 3. Разборка и складывание матрешки
ФИО принимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения | 2 |
Субътест 4. Разрезные картинки
ФИО называет, что нарисовано на картинке и выполняет задание на основе зрительного соотнесения | 2 |
Субътест 5. 8 предметов (память)
ФИО запомнил 6 предметов | 2 |
Субътест 6. Лабиринты
ФИО понимает задание, но ошибается. После помощи взрослого задание выполняется | 1 |
Субътест 7. Найди такую же картинку
ФИО правильно выполняет задание | 2 |
Субътест 8. Найди домик для картинки
ФИО верно группирует картинки, но обобщающее слово подбирает при помощи взрослого | 1 |
Субътест 9. На что похоже?
ФИО называет 7 ассоциаций | 1 |
15 баллов – высокий уровень развития психических процессов
Таким образом, эмоционально-социальное развитие (контактное отношение, навыки поведения), познавательное развитие, развитие речи: понимание речи и активный уровень речи имеют высокий уровень развития.
Выводы:
В ходе освидетельствования у ФИО 20** г.р. было выявлено наличие высокого уровня развития познавательных процессов, высокий уровень тревожности и наличие возрастных страхов. Количество страхов превышает нормы, соответствующие выборке детей данного возраста. (ОТВЕТ НА 1 ВОПРОС)
Эмоционально близкие люди для ФИО это мать и отец. Значимость матери выше для ФИО по сравнению с отцом. В представлении ФИО у ребенка должны быть оба родителя (и мать, и отец). Эта социально принятая норма очень важна для ФИО. (ОТВЕТ НА 2 ВОПРОС)
ФИО эмоционально тяжело переживает факт раздельного проживания родителей, высокого уровня тревожность и невротизация присутствует при упоминании ФИО в жизни ФИО. Исследования отечественных психологов говорят о том, что именно дети от 3 до 6 лет испытывают тяжелое эмоциональное потрясение из-за нарушения стабильной ситуации развития. Становятся высоко тревожными и не уверены в своих силах. (ОТВЕТ НА ВОПРОС №3).
В целях сохранности эмоциональной сферы ФИО не представляется возможным провести исследование, позволяющее дать ответы на вопрос 4 и 5.
(*) семья, состоящая из родителей и детей.
(**) высказывания ФИО
Психолог _____________________
кандидат психологических наук, доцент