Заключение специалиста (по результатам психологического освидетельствования)
Заключение специалиста №_
(по результатам психологического освидетельствования)
…, 200_ года рождения
Проведено на основании ч 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению …, законного представителя … с просьбой выявления особенностей представления об отношении к отцу – ….
Дата проведения: _ ______ 201_ года с 14.00 до 15.45
Место проведения: …
По результатам проведенного освидетельствования, психологом составлено заключение специалиста.
Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.
Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:
… – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.
Цель психологического освидетельствования:
Исследования особенностей представлений об отце, и особенностей взаимодействия с ним.
Задачи:
1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к отцу.
3. Определить особенности представления об отце ребенка.
Методы:
- Первичная беседа по сбору анамнеза
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы
- Клиническая беседа с ребенком
Структура психологического исследования:
1 этап (подготовительный)
На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.
На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.
2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):
Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.
3 этап (подготовка заключения):
На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.
Содержание диагностической программы психологического исследования:
методики, предлагаемые …
№ п/п | Название методики | Цель использования | ||
1. | Тест « Рисунок семьи» | Позволяет выяснить эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье; дает возможность оценить особенности восприятия и переживания ребенком этих отношений | ||
2. | Социометрическая проба «День рождение» М. Панфиловой | Позволяет исследовать отношение ребенка к взрослым и детям. | ||
3. | Социометрический опросник (для детей). М.Панфиловой | Направлена на исследование эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, особенностей реализации потребности в общении. | ||
4. |
| Позволяет определить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. | ||
5.. | Тест « Страхи в домиках» А.И Захарова | Позволяет диагностировать количество и особенности содержания страхов у детей | ||
6. | Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан | Позволяет исследовать эмоционально-ценностного отношения к себе у детей |
Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:
В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:
1. Тест « Рисунок семьи»
Девочка находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении хорошее, идет на контакт и разговаривает, рассказывает о себе.
На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) мама, бабушка, дедушка, …. Рисунок яркий и красочный. Присутствуют основные цвета и оттенки (более 10 цветов). Рисунок занимает большую часть листа.
Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: мама, бабушка и дедушка. В процессе рисования девочка проявляет позитивные эмоции, рассказывает детали жизни близких людей, которых рисует.
Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это мама. Так же этот член семьи обладает большей властью по сравнению с другими членами семьи. Мама самый эмоционально близкий девочке человек. Несмотря на это можем отметить наличие идентификация у девочки с бабушкой и дедушкой.
Папа на рисунке отсутствует. В ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание об отце.
2. Социометрическая проба «День рождение»
Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют подруги из класса и мама, бабушка и дедушка. На сегодняшний день значимая среда общения – это одноклассника, половое преобладание в общении принадлежит девочкам, что соответствует возрасту.
Папа в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о нем не выявлены.
3. Социометрический опросник.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: мама, бабушка, дедушка и одноклассников. Необходимо отметить высокую значимость матери в реализации потребности в общении, также близкие люди принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это мама, бабушка и дедушка, с другой стороны одноклассники.
В ответах на вопросы упоминание об отце отсутствует.
4. Методика определение самооценки «Лесенка»
Полученные результаты говорят о завышенной самооценке ребенка, при этом самооценка девочки совпадает с представлениями об оценке … мамой. Также в представлениях девочки оценка ее достижений отцом ниже, нежели оценка этих же достижений самим ребенком. В представлениях ребенка отец ее оценивает хуже, чем она сама себя.
5. Тест «Страхи в домиках»
У ребенка выявлено наличие 14 страхов их 29, заданных методикой. Полученные результаты говорят о наличие возрастных страхов – страх опоздать в школу, порицания, сделать, что–нибудь не так, магические представления. Так же присутствуют страхи, соответствующие более раннему этапу онтогенеза – страх темноты, страх перед тем как заснуть, остаться в чужом помещении. В ответах на вопросы присутствует упоминание об отце, которое связано со страхом наказания (в виде запрета на прогулку).
6. Методика «Нарисуй себя»
На рисунке отмечается наличие дополнительных деталей – подробная прорисовка, «разукрашивание» – свидетельствующие о позитивном отношении к рисуемому персонажу, то есть к себе. Так же отмечается изображение в движении, что говорит об активном, творческом отношение к действительности. У девочки отмечается позитивное отношение к себе и наличие завышенной самооценки.
Выводы:
В ходе освидетельствования у …. не было выявлено представлений об отце как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания об отце связаны с порицанием и наказанием.
При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют, только мама, бабушка и дедушка.
Психолог …
кандидат психологических наук, доцент