Имеет ли право лицо, признанное недееспособным, усыновить ребенка? Сохраняет ли лицо, признанное недееспособным, право на воспитание своих детей?
Согласно ч.1 ст.127 СК РФ лица, признанные недееспособными, не могут быть усыновителями.
Усыновить ребенка не могут также супруги, один из которых признан недееспособным.
По делам о признании гражданина недееспособным вопрос о возможности воспитания им своих детей, как правило, не ставится. Этот вопрос не исследуется экспертами и судом и, соответственно, не находит отражения в решении суда.
Между тем Семейный кодекс РФ без каких-либо условий ставит родителей, признанных недееспособными, в один ряд с родителями, лишенными родительских прав, или ограниченных в родительских правах и автоматически зачисляет их детей в категорию детей, оставшихся без попечения родителей (ч.1 ст.121 СК РФ). Защиту прав и интересов таких детей закон возлагает на органы опеки и попечительства. Согласно ст.123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, под опеку или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
По правилам ст.130 СК РФ согласия родителей, признанных недееспособными, на усыновление их детей не требуется. В этой части закон без всяких к тому оснований приравнивает недееспособных родителей к родителям, которые признаны судом безвестно отсутствующими или попросту неизвестны.
Кроме того закон ставит недееспособных родителей в значительно более худшее положение по сравнению с родителями, лишенными родительских прав. Дети последних могут быть усыновлены без их согласия не ранее истечения 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав. Для недееспособных родителей никакой аналогичной отсрочки не предусмотрено. Они могут лишиться своих детей не только автоматически, но и сразу после признания их недееспособными при том, что они не были лишены или ограничены судом в своих родительских правах. То есть не было установлено, что они уклоняются от выполнения обязанностей родителей либо злоупотребляют ими (критерии лишения родительских прав) либо представляют опасность для ребенка по обстоятельствам, от них не зависящим, в т.ч. по причине психического расстройства (критерий ограничения родительских прав).
Ограничить же лицо, страдающее психическим расстройством, в родительских правах, вследствие чего лицо утрачивает право на личное воспитание ребенка (ст.73, 74 СК РФ), можно лишь в порядке искового производства. Такие дела суд рассматривает с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
В намного худшее положение недееспособные родители поставлены и по сравнению с родителями, ограниченными в родительских правах судом. В соответствии со ст.75 СК РФ родителям, родительские права которых ограничены, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Допустимость контактов детей с их недееспособными (но не ограниченными судом в родительских правах) родителями закон не предполагает.
При этом Семейный кодекс не учитывает также возможность восстановления дееспособности гражданина (ст.286 ГК РФ). Ст.139 СК РФ о тайне усыновления не позволит в этом случае родителям вернуть своих детей.
По нашему мнению, признание родителей дееспособными должно рассматриваться в качестве основания к отмене усыновления ребенка. Как следует из положений ч.2 ст.141 СК РФ, суд вправе отменить усыновление не только в случаях, перечисленных в ч.1 ст.141 СК РФ, но и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. К таким «другим» основаниям можно отнести и восстановление родителями дееспособности.
Таким образом, Семейный кодекс РФ предусматривает безусловное, полное и без какой-либо отсрочки отобрание у недееспособных родителей права на личное участие в воспитании детей без их согласия, без учета их возможности воспитывать своих детей, без судебного решения и без учета перспективы восстановления дееспособности родителей, исходя лишь из их правового статуса недееспособных граждан, что не соответствует принципам и нормам международного права, а также положениям Конституции РФ.
Как представляется, дети родителей, признанных недееспособными, не должны передаваться на усыновление без согласия своих родителей (при условии, если они способны выразить свою волю). При сохранении перспективы восстановления дееспособности родителей их дети могут передаваться под опеку (ст.145 СК РФ) или в приемную семью.
По нашему мнению, лишению недееспособных родителей права на личное воспитание своих детей должна предшествовать судебная процедура ограничения таких граждан в родительских правах либо лишение гражданина данного права должно указываться в решении суда о признании его недееспособным.